• События
  • Кластер
  • Участники
  • Проекты
  • Работа
  • Контакты
  •  
     

    Миссия Экспертного совета - сделать «мостик» между требованиями законодательства и желанием руководителя «чтобы все работало»


    05.04.2016

    В январском выпуске «Новостей от КАМИНа» мы начали знакомить наших читателей с деятельностью Калужского Кластера информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ Кластера), некоммерческого партнёрства IT-компаний Калужской области. Сегодня наш собеседник – Владимир Кириллов, председатель Экспертного совета ИКТ-кластера, директор по исследованиям и развитию НПФ «Эверест». Речь пойдёт о деятельности Совета, о задачах, которые он решает.

    Почему это может быть вам интересно? Развитие компании всегда связано с внедрением современных технологий и автоматизацией бизнес-процессов. Чтобы понять, что именно вам необходимо, сформулировать требования к информационной системе, проконтролировать поставщика, нужны специальные знания. При этом, как выразился Владимир Кириллов, желание руководителя – получить готовый результат, «чтобы работало». Что для этого сделать, как избежать ошибок, которые могут дорого обойтись? И об этом тоже мы говорили.

    - Для чего был создан Экспертный совет?

    - Хочу начать с того, что Кластер информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ-кластер) – уникальное сообщество. Среди организаций, которые в него входят, есть и учебные заведения, и операторы связи, и компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, и те, кто занимается «железом» и сетями, системами безопасности. То есть, представлены практически все направления IT-отрасли. А это значит, что среди них мы можем найти экспертов почти что по любым «айтишным» проблемам и попросить их поучаствовать в рассмотрении того или иного вопроса. То есть, одним из мотивов создания Экспертного совета были именно наши широкие возможности в плане привлечения экспертов.

    Одно из направлений нашей работы – взаимодействие с госструктурами, в том числе Правительством Калужской области.

    Деятельность ИКТ-кластера в значительной степени связана с защитой интересов компаний-членов Кластера, а, следовательно, и их клиентов. И работа Экспертной комиссии заключается, в частности, в том, чтобы способствовать разрешению споров и конфликтов, сближению позиций сторон.

    - Нет ли при этом перекоса в сторону интересов членов ИКТ-кластера?

    - Мы не отстаиваем их интересы «любой ценой», а стремимся рассматривать вопросы непредвзято: к этому обязывает статус и репутация членов Совета в IT-сообществе. Члены экспертного совета - руководители и топ-менеджеры ведущих IT-компаний Калужской области, в данный момент это семь человек. Поимённый состав вы найдёте на сайте Кластера http://ictcluster.ru/cluster/expert_council/.

    - Как вы принимаете решения?

    Официальные заседания Совета бывают нечасто, но обсудить вопросы мы можем в любой момент. При этом члены Экспертного совета достаточно автономны: каждый может сам рассмотреть вопрос в рамках своей компетенции (либо привлечь экспертов), дать своё заключение и довести его до сведения остальных членов Совета. Если у них нет возражений, решение принято.

    - Расскажите о сотрудничестве с Правительством Калужской области. Какие задачи вам удалось решить?

    - Мы провели анализ стратегии Министерства развития информационного общества, и помогли сделать её лучше.

    Для Минтруда мы подготовили экспертное заключение, в котором обосновали, почему выполненная работа не соответствует ТЗ, и тем самым помогли избежать судебного иска от поставщика. Мы не общество по защите прав потребителей, но иногда приходится брать на себя и такие функции.

    Министерство тарифного регулирования с нашей помощью подготовило техническое задание для заказа программной системы, причём мы разработали ещё и процедуру технического надзора, то есть приёмки системы, позволяющую убедиться в том, что получено именно то, что требовалось.

    Последняя задача иллюстрирует то, с чем часто приходится сталкиваться учреждениям при проведении закупок. Есть законодательство о госзакупках. В ряде случаев государственные учреждения должны заключать договоры с поставщиками по итогам конкурса (формы могут быть разные, например, аукционы на электронных торговых площадках, запросы котировок). Для этого нужно, во-первых, грамотно составить техническое задание (ТЗ) на конкурс с учётом потребностей своей организации, а во-вторых, оценить предложения поставщиков на предмет соответствия этому ТЗ. Не всегда у заказчика достаточно для этого специальных знаний. Мы в этом случае можем оказать помощь, особенно когда речь идёт о контрактах на уровне министерств и ведомств. Наша миссия – сделать «мостик» между требованиями законодательства и желанием руководителя «чтобы все работало».

    - Выступает ли Экспертный совет с какими-либо инициативами?

    - Пример такой инициативы – разработка единых стандартов, которые помогут государственным учреждениям формулировать «типовые» требования для определённых ситуаций. Например, компьютерная техника, расходные материалы и программное обеспечение для школ. Понятно, что у отдельно взятой школы не хватит ресурсов на проведение экспертизы, а вот на уровне Министерства образования это вполне можно сделать, и использовать разработанный стандарт для всех школ.

    Ещё один пример – проект «Автоматизация деятельности органов исполнительной власти по модели сервиса (SaaS)». Его суть – использование в учреждениях Калужской области «облачных» решений на платформе «1С:Предприятие 8». Результат – единая информационная система с возможностью удалённого доступа. Экономический эффект достигается за счёт сокращения затрат на обслуживание информационной системы. Проект был представлен на рассмотрение руководителем Центра разработки фирмы КАМИН Андреем Ланьшиным, который также входит в состав Экспертного совета (подробнее – в январском выпуске НоК, № 176).

    - Что вы посоветуете руководителям как государственных, так и коммерческих организаций? Как получить от поставщика именно то, что требуется?

    - Во-первых, будьте внимательны при составлении технического задания и договора. Это хороший, а возможно, и единственный способ противостоять демпингу и недобросовестным поставщикам при проведении закупок. Бывает, правда, и так, что руководитель хочет, как в той сказке, выкроить 7 шапок из одной шкурки. Если это соответствует договору, который вы заключили – предъявить претензию поставщику не получится.

    Что делать, если вы хотите, например, закупить компьютеры определённой марки? Иногда в таких случаях при составлении ТЗ начинают прибегать к различным уловкам, вроде: «цвет корпуса – серый». Такие хитрости ФАС, естественно, пресекает. Выход один – указывайте те параметры техники, которые на самом деле являются существенными, которые можно измерить.

    Включайте в стоимость продукта затраты на экспертизу конечного результата. Если задачи будет решены не так, как вам надо, ваши издержки будут больше, чем затраты на привлечение экспертов. Мы готовы порекомендовать вам, к кому можно обратиться.

    Беседовала Екатерина Шевелева


    Возврат к списку